В современных реалиях, когда введены санкции против нашей страны и значительно снизился поток мигрантов, которые раньше заполняли нишу линейного персонала, очень остро встал вопрос с привлечением и сохранением рабочего коллектива в гостиницах.
О том, как мотивировать линейный персонал, с нами поделилась Людмила Белоусова, эксперт-практик с опытом работы в индустрии гостеприимства более 25 лет.
В настоящее время, при приеме на работу линейного персонала, гостиницы должны предлагать приоритетные (по сравнению с другими средствами размещения) условия при заключении трудового договора. Большинство отелей предлагают сотрудникам набор социальных услуг, которые помогают сделать данную гостиницу более привлекательной, как работодателя. К социальным услугам, которые предлагают средства размещения, можно отнести следующие: медицинская страховка (возможно и для членов семьи), бесплатное питания во время рабочей смены, премии к юбилею, дотации на проезд к месту работы, оказание материальной помощи при уходе в очередной отпуск и т.д. Набор социальных услуг может оказаться приоритетным при выборе места работы. Но кроме этого, очень важно в процессе работы мотивировать персонал.
Мотивацию персонала можно разделить на две составляющие: моральную и материальную.
Моральная составляющая мотивации подразумевает следующее:
- Создание благоприятного морального климата в службе.
- Авторитет руководителя службы, честная оценка профессиональных качеств подчиненного персонала.
- Честное, равномерное распределение дневного задания.
- Создание понятных для персонала стандартов обслуживания.
- Ненавязчивый, но постоянный контроль за работой подчиненного персонала.
- Уважение к личности каждого сотрудника службы, независимо от занимаемой им должности.
- Постоянное обучение линейного персонала, выделение наиболее ответственных и профессиональных сотрудников и возможность их роста по служебной лестнице.
- Выделение профессиональных и позитивных сотрудников в качестве наставников, достойная оплата наставникам за обучение вновь прибывшего персонала (важно, чтобы наставник был позитивным и во время обучения представлял гостиницу как достойное место работы).
- Наделение персонала полномочиями и четкое делегирование данных полномочий, отражение данного момента в документах для персонала.
- Организация корпоративных мероприятий, посвященных знаменательным датам, (помогает линейному персоналу налаживать горизонтальные связи), способствует созданию единой команды.
Материальная составляющая мотивации предполагает:
- Обязательное наличие фонда премирования у руководителя службы (отсутствие данного фонда не позволяет выделять дисциплинированных и профессиональных сотрудников и наказывать нерадивых сотрудников). Уравниловка в оплате линейного персонала приводит к безразличию и отсутствию стремления работать лучше.
- Отслеживание средней заработной платы линейного персонала в регионе и поддержание средней заработной платы линейного персонала на конкурентном уровне.
- Установление четких дневных норм для линейного персонала и разработка Положения о доплате за выполнение повышенного задания.
- Разработка в гостинице Положения «Лучший по службе», ежемесячное или ежеквартальное премирование победителей (это может быть: разовая премия, суточное проживание сотрудника с членом семьи в гостинице, одноразовое посещение ресторана с членом семьи и многое другое – это зависит от финансовой возможности гостиницы).
- Возможность повышения квалификации персонала (направление профессионалов линейного звена на платное повышение квалификации).
- Наличие Коллективного договора в гостинице и закрепление в нем материальных доплат также способствует мотивации персонала.
Моральная и материальная мотивация персонала позволяет создавать и поддерживать командный дух, снижать текучесть линейного персонала и тем самым формировать в службе единую команду профессионалов. Все это очень позитивно отражается на качестве предоставляемых услуг и повышает имидж гостиницы.
Людмила Белоусова,
Эксперт-практик с опыт работы в гостиничной индустрии более 25 лет.