1
Comac

Договор о приобретении текстиля. Каким он должен быть, чтобы минимизировать риски для закупщиков

Еще одна ошибка, которую свойственная закупщикам – незнание содержания контракта. Они считают, что этим вопросом должны заниматься только юристы и бухгалтерия. На больших предприятиях инициатор сделки всегда отвечает за согласование ТЗ, заключение договора, проверку контрагента, поиски поставщика, поставку товара, а также за исполнение условий соглашения. То есть он контролирует процесс от «А» до «Я». Как минимизировать негативные сделки? Предлагаем вам несколько советов Юрия Звонкова – юриста, директора отеля «Царский Двор» в Челябинске, главы ФРиО Челябинской области.

1. Прежде, чем заключить договор и согласовать ТЗ, а также стоимость товара, нужно удостовериться в том, что поставщику и контрагенту можно доверять. Это поможет сделать поисковик и множество бесплатных серверов. Как вариант – сайт ФНС России, который даст возможность выяснить, насколько добросовестно контрагент исполняет обязательства по уплате налогов.

Кроме того, не будет лишним подтверждение того, что потенциальный контрагент не находится на какой-либо стадии банкротства. А еще – ознакомиться с его годовой бухгалтерской отчетностью. К сожалению, этому уделяют очень мало внимания, а зря. Нередко возникают ситуации, когда покупатель оплачивает заказ, но не получает его. Деньги ему тоже не возвращают. Чаще всего с такой проблемой сталкиваются маленькие отели, у которых нет своих юристов и службы безопасности.

2. К процессу заключения соглашений многие часто относятся весьма формально. Отельеров устраивает цена белья, значит можно и подписать. При этом они упускают из вида важные пункты, которые обязательно должны быть в договоре:

● срок и порядок поставки товара – это самовывоз или доставка какой-либо транспортной компанией. В дальнейшем это поможет избежать возникновения ряда споров. Кроме того, необходимо указать, что изделия переходят в собственность отеля не с момента их передачи транспортной компании, а после получения гостиницей;

● в контракте должно быть максимально подробно прописано ТЗ, иначе придется брать то, что привезли;

● необходимо указать порядок приемки товара по количеству и по качеству. К примеру, в договоре может быть написано, что и то, и другое производится в день поставки, в последующие дни претензии не принимаются. Если этот пункт в документе есть, а полноценную проверку качества текстиля провести не удалось, могут возникнуть сложности. Вернуть его уже не удастся и обращение в суд не поможет. Лучше указать, что приемка белья будет осуществляться в течение 5-10 дней с момента его получения;

● четко прописать срок гарантии текстиля. Все характеристики товара, о которых говорит поставщик, должны быть перечислены в его гарантийных обязательствах. Следует учесть, что формулировки «гарантийный срок» и «срок эксплуатации» разительно отличаются друг от друга по смыслу. Если в договоре ничего об этом не сказано, в случае конфликта суд будет

руководствоваться ст. 477 ГК РФ: «Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю» (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/8b7a38b6b8d64dd63196de24c7ab4376b8682765//)

В случае обращения к эксперту тот, в первую очередь, будет отталкиваться от условий, прописанных в договоре. От них во многом будет зависеть его заключение;

● подсудность споров. Поставщик может указать в контракте, возникшие конфликтных ситуаций будут разрешаться, к примеру, в суде Хабаровского края. И тогда компании-закупщику придется отправлять туда юриста для защиты своих интересов, а это весьма накладно. Стоит предусмотреть такой вариант развития событий и указать в соглашении суды своего местонахождения и возможного истца ли ответчика;

● нередко договоры заключаются дистанционно, и они представляют собой отсканированную версию оригинала. Поэтому важно указать, что такой вариант подписания соглашения возможен.

Кроме того, нужно внести в контракт электронные адреса, между которыми шла переписка и обмен документами. Или можно прописать, что согласование и подписание сделки возможно производить с помощью WhatsApp, но все же рекомендуются более консервативные способы согласования условий поставки.

В таком случае соглашение будет иметь юридическую силу для судей. Но лучше иметь оригинал.

● прежде чем подписывать договор, его необходимо согласовать с бухгалтерией, службой безопасности, юристами, чтобы впоследствии не возникали недоразумения по исполнению сделки.

Если товар все-таки оказался бракованным, лучше обратиться за помощью к юристу. Отправьте претензию поставщику, в котором изложена суть проблемы. Инициируйте экспертизу белья для выяснения причины его порчи и уведомите об этом поставщика. Если окажется, что качество изделий было ниже, оговоренных в договоре, обращайтесь в суд и требуйте заменить партию товара, либо возместить ущерб.

Светлана Хряпина
Редактор журнала «Мир хаускипинга»

7
8
2022 г. Все права защищены
Проект разработан в ASTYPRO