Профессиональная деформация – проблема, с которой сталкиваются представители разных областей деятельности и сфера гостеприимства не исключение. Человек воспринимает информацию и оценивает окружающий мир искаженно, через призму профессиональных обязанностей и интересов. Это проявляется в повседневных привычках и поведении, общении с людьми и реакциях на происходящее.
Впервые о такой трансформации написали в «Американском журнале психологии» в 1915 году. Авторы статьи обратили внимание читателей на то, как меняется психика у представителей тех или иных профессий.
В настоящее время профдеформацию делят на два типа – физиологическую и психологическую. Первый вид подразумевает влияние специфики условий труда и образа действий на рабочем месте на изменения в организме. Не для кого ни секрет, что, к примеру, работа горничных – это тяжелый физический труд, который требует крепкого здоровья.
Второй вид – профессия становится причиной изменений поведения и восприятия происходящего. Многие сотрудники сектора хаускипинга, находясь в отпуске, не могут полноценно расслабиться. Даже вопреки своему желанию, они обращают внимание на недочеты в организации работы службы гостеприимства в других местах.
Изменения личности можно разделить на три категории:
- Общепрофессиональная. Они свойственны всем или многим представителям данной профессии.
- Индивидуальная. Обусловлены, в первую очередь, личными особенностями – профессиональная деятельность лишь усиливает те отклонения, которые уже были.
- Типологическая. Это тандем профессиональных и личностных качеств. Например, развитие организаторских способностей и лидерских качеств у тех, кто становится руководителем.
При этом изменения могут быть и положительными. Те, кто работают на транспорте, становятся более пунктуальными, а хаускиперы тщательнее следят за гигиеной в быту. Проблемы возникают, когда эти изменения приобретают форму зависимости.
Причины профессиональной деформации.
Многолетняя работа на одной и той же должности, ежедневная и утомительная рутина. Работа, связанная с повышенной ответственностью и/или риском для жизни.
Конфликты, стрессовые ситуации и переработки, которые расшатывают нервную систему. Для службы приема и размещения – это довольно частое явление. И как результат – профессиональное выгорание.
Завышенные ожидания от профессии, которые характерны для начинающих сотрудников. Социальная важность, много общения с порой неадекватными гостями тоже играют немаловажную роль.
Оценка событий в жизни через призму профессиональных навыков. Основной круг общения из числа тех, кто работает в той же сфере или занимает такую же должность. Желание говорить с собеседниками о том, что касается профессиональной деятельности и отсутствие интереса к другим темам.
Оценка новых людей в окружении с позиции своей должности. Боязнь сменить или потерять место работы.
Как справиться с профдеформацией или предотвратить ее.
- Курсы, лекции и мастер-классы, которые помогут получить новые знания и умения, не связанные с профессией. Это могут быть иностранные языки, уроки танцев или рисования.
- Смена места работы или должности и, соответственно, обязанностей и целей.
- Общение с людьми других профессий, которые увлечены своим делом. Не стоит забывать, что есть не менее интересные и увлекательные, чем их виды деятельности.
- Регулярный отдых – отпуска, отгулы и, если неважное самочувствие, больничные. Не стоит ими пренебрегать.
- Помощь специалиста — психолога или психотерапевта. Это не дань моде, а необходимость. Он оценит состояние человека и предложит план терапии.
Важно, чтобы профессиональные роли и навыки не были приоритетами в жизни 24/7. Близкие люди, увлечения и хобби должны занимать в ней не последнее место.
Светлана Хряпина
Редактор журнала «Мир хаускипинга»